Советы дефектолога

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

 

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

 

В этот период малыши вводят в свою речь звуки так называемого позднего онтогенеза: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р. Те из детей, кто не справился с произнесением свистящих С, 3, Ц, будут активно практиковаться в правильном произнесении этих звуков, а также начнут осваивать «поздние» звуки. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Ещё не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука») и замена звука Л («лак») на мягкий Л' («ляк»).

Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение С—Ш, 3—Ж, С'—Щ. Так, в словах, требующих свистящего звука, вдруг может произнестись шипящий («шанки» вместо «санки», «жонтик» вместо «зонтик»).

Такое явление свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха. Требуется научить детей различать на слух пары смешиваемых звуков сначала в чужой речи, затем в собственной.

Совершенствуется работа органов артикуляции, что дает возможность детям начинать справляться с произношением многосложных слов и слов со стечением согласных, но, конечно, еще встречаются ошибки в выговаривании таких слов, как, например, «температура» («темпетура»), и т. п.

Есть у детей 3—4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 

Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребенка за счет наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т. д.

Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел — всего лишь заученный стишок, так как соотносить количество предметов с цифрой они еще не умеют. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов, то есть начнут осознанно пользоваться этими числительными.

Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т. д. Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребенок не знает название конкретного предмета: «Это птичка»; «Сорвал цветок»; «Видел дерево».

Психологической особенностью восприятия трехлетних детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов — названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей.

Не пользуются дети еще и словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая.

Таким образом, цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

Если словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, то словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, что дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы есть, ехать, расти, разносклоняемые существительные типа имя.

Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»).

Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде.

Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зелёное трава»). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котёнка»), тем более что их в речи детей еще очень мало, как и причастий с деепричастиями.

УСВОЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

 

После трех лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Вначале дети допускают ошибки при употреблении тех или иных суффиксов или приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Такое словотворчество характерно для дошкольного детства и к 6—7 годам должно исчезать, когда закончится усвоение морфемной системы. Собственные слова детей с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствуют о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть они не усвоили речевой нормы. И настораживать должно не наличие таких ошибок (это как раз говорит о том, что идет процесс усвоения морфемной системы), а их отсутствие при малом словарном запасе.

Примеры детских «неологизмов».

По аналогии с «бег» — «прыг»: «У кузнечика хороший прыг».

По аналогии с «певун» — «чистун»: «Ваня наш — чистун».

Нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы своих слов. Собственно, смысловых ошибок тут нет. Ошибки в том, что дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы.

 

 

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4—5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. Часто он пользуется местоимениями он, она в самом начале рассказа, так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать.

Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки.

Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух (особенно высокохудожественных текстов, стихов классиков) помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте — обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым).

Как раз неумение запомнить ту же «Муху-цокотуху» или «Айболита» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

 

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Словарный запас достигает 2000 слов.

В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

свернуть

Рекомендации родителям ребёнка с особенностями психофизического развития

«Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития             

     

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
свернуть

Двадцать простых советов логопеда родителям

1. Начнём с вас. Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и  вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

 2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

 4. То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае - меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

5. Но: не переусердствуйте. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

6. Очень важно: хорошее  настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.

7. Все чувства – в  союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть - изучать различными способами.

8. В основе речи – стремление  к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

 9. Стремимся к  разнообразию. Если лепет малыша разнообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.

10. Уважайте его попытки  говорить

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-либо слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

 12. Не предупреждайте его    желаний. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на  стадии жестового общения.

13. Расширяйте         словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный словарь может быть ещё совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

14. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте,  сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об его успехах.

15. Развивайте  фонематический слух. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.).

16. Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на  развитие  мелкой  моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет развитию речи; а в будущем – и письму.

17. Не пренебрегайте   звукоподражанием. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

18. Читайте, читайте, читайте…Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Если это, возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны. Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь. Не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами.  Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время.

20. Только вы! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам. Чаще хвалите своего малыша!

Подготовила учитель-дефектолог  Волчик Т.В.

свернуть

Развитие речи детей 2-3 лет

             

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Импрессивная и экспрессивная речь у детей от 2 до 3 лет

Звуковая сторона речи у детей от двух до трех лет

Информация для родителей СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Уважаемые мамы и папы!        

      6 лет – это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

   Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

       У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т.е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА – ДА – ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова – предлоги.

   Важно выяснить:

  • насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  • что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

      Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т.е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

- Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 – количественный и порядковый.

- Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

- Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

- В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

свернуть

Информация для родителей CРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Уважаемые мамы и папы!        

    Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4 – 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к пяти годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду. Не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т.к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

    Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в речевую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.
свернуть

Информация для родителей МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Уважаемые папы и мамы!

      Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5-3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойств, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т.д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.);
  • говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

     «зайчик» - «за»;

     «иди» - «ди»;

     «смотри» - «апи»;

  • употребляет слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» - молоко, «дека» - девочка».

         Все это – серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту – учителю-дефектологу.

         Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

свернуть

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОТЕШЕК

      Дети раннего возраста очень любят рифмованную речь. Она доставляет им удовольствие. Запоминание стихов доступно для ребенка третьего года жизни, но есть некоторые особенности при их разучивании:

- механическое заучивание стихов перегружает ребенка раннего возраста;

- непонятные и длинные слова недоступны для запоминания.

  Запоминание становится более эффективным при сопровождении заучивания стихотворения практическими действиями с игрушками, персонажами кукольного театра  («би-ба-бо», плоскостным настольным, пальчиковым), картинками, схемами, мнемокартами. В каждой «Программе воспитания» можно найти перечень стихотворений, с которыми вы должны познакомить ребенка третьего года жизни. Это цикл стихотворений: А. Барто «Игрушки», З.Александровой «Утром», «Вкусная каша…»; О. Высотской «Светит солнышко в окошко»…

      Дети любят стихотворения, в которых они сами могут выступать персонажами. Прежде чем приступить к данному виду речевой работы, оцените возможности своего ребенка. Помните о том, что заучивание стихотворения доставит удовольствие ребенку, только если оно доступно пониманию ребенка, невелико по содержанию, связано с конкретной действительностью.

    Теперь необходимо решить, где вы собираетесь разучивать стихотворение. Не обязательно проводить занятие в помещении. Этим можно заняться на прогулке, во время игры, рассматривания книжек или картинок с ребенком. Стихи целесообразно включать как часть занятия по развитию речи. Заучивание стихов как урок с детьми раннего возраста недопустимо.

       Что же нужно сделать, чтобы ребенок запомнил стихотворение и заучил его наизусть? Стихотворение должно вызывать интерес у ребенка. Для этого необходимо прочесть его выразительно. Задайте вопросы по содержанию стихотворения. Если в стихотворении есть незнакомые для ребенка слова, объясните их значение. Предложите ребенку прочесть стихотворение вместе с ребенком по очереди: одну строку – вы, другую – ребенок.

       Если заучивание стихотворения вызывает трудность у вашего ребенка, используйте такой прием, как инсценировка. Выставляйте игрушки (или персонажей кукольного театра) по ходу чтения стихотворения. Вы можете поставить игрушку во время заучивания той части стихотворения, которая вызывает затруднение у ребенка. Постепенно замените игрушки на картинки (они могут быть приклеены на лист картона или вырезаны по контуру и приклеены к фланели или бархатной бумаге с обратной стороны).

     Начинать работу по запоминанию стихов необходимо с коротких стихотворений, состоящих из двух или четырех строк. Рассказывая стихотворение, взрослый должен следить за своей речью. Она должна быть:

- внятной,

- неторопливой,

- достаточно громкой,

- выразительной.

      Важнейшим источником развития выразительной речи детей является устное народное творчество: потешки, считалки, заклички. С потешками мы начинаем знакомить ребенка с раннего детства: мама напевает, покачивая ребенка в коляске (кроватке) народные, колыбельные.

     Малые народные формы фальклора развивают у ребенка способность тонко чувствовать мелодику, ритм родного языка.

     При заучивании потешек используют те же приемы, что и при разучивании стихотворений (показ игрушек, кукольного театра; действий с игрушками, предметами, картинками).

            Как у нашей дочки

            Розовые щечки.        (покажите указательным пальцем щеки куклы)

            Как у нашей птички

            Темные реснички.         (покажите на своем лице реснички)

            Как у нашей крошки

            Тепленькие ножки.     (одновременно покажите обе ноги куклы)

            Как у нашей лапки

            Ноготки-царапки      (согните пальцы на обоих руках, изображая когти-царапки)

 

Идет, идет корова –

Длинные рога.

- Где была, корова?

- Ходила на луга.

Подошла корова

К дому своему,

Встала, замычала:

«Му! Му! Му!»

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме

 

 

Ай, люли, ай, люли!

Мы цветочки принесли.

Мы понюхаем немножко

И поставим на окошко.

Посмотрите, малыши,

Как цветочки хороши.                                                      

 

свернуть