Преемственность с учреждением общего среднего образования

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников

 В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами может включать:

– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);

– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– выставки пособий и дидактического материала;

–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;

– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;

– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми может включать:

– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;

– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;

– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;

– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;

– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);

– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей может включать:

– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

– собрания для родителей учащихся первых классов («Трудности адаптации первоклассников к школе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Ваш будущий школьник»);

– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;

– дни открытых дверей;

– анкетирование родителей;

– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:

– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;

– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;

– проведение коррекционных занятий с детьми;

– консультации педагогов;

– индивидуальные консультации для родителей;

– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

 

 Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования

  1. Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.
  2. Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).
  3. Создание условий для работы с шестилетними детьми:

а) методический кабинет:                                          

– нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;

– мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;

– учебная программа дошкольного образования,

– протоколы педсоветов;

– материалы  педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;

– материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;

– материалы совместных выставок;

– материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

– протоколы и материалы родительских собраний;

– материалы по работе семейных клубов, консультативных центров

– результаты анкетирования родителей;

– материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования;

– наличие методической литературы.

б) группы:

– обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов"Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования", утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 № 42.

– уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;

– оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;

– наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

  1. Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.

 Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников

  • Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.

Беседы с педагогами по вопросам:

  • знания нормативных правовых актов;
  • программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
  • организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).

Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.

  • Деятельность психологической  службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным  поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические  консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.
  • Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности  в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм  с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.

 

свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного И общего среднего образования на 2021/2022 учебный год

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного

И общего среднего образования на 2021/2022 учебный год

 

  1. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты».
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
  3. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150).
  4. Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146).
  5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".

«Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019№137.

свернуть

Преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования

Современные концептуальные подходы к образовательному процессу в Республике Беларусь требуют переосмысления традиционной системы взаимодействия учреждения дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в образовании остается актуальной проблемой, являясь одним из ведущих дидактических принципов. Современные ученые-педагоги называют принцип преемственности наряду с принципами систематичности и последовательности одним из основных принципов организации педагогического процесса.

Преемственность между учреждением дошкольного образования и начальной школой должна оставаться двусторонним процессом, при котором дошкольное образование сохранит свою самоценность как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа сможет развить выявленный в учреждении дошкольного образования потенциал учащегося.

В силу этого в науке разрабатываются вопросы полноценного проживания ребенком уникальной эпохи детства, в том числе, обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «детский сад – начальная школа». В проблеме преемственности можно выделить два аспекта: первый касается качественных изменений внутреннего и внешнего мира ребенка, обеспечивающих поступательность развития, второй – определяет единство ожиданий и требований детского сада и школы. Преемственность позволяет на дошкольном уровне образования сохранить самоценность дошкольного детства и сформировать фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного обучения в школе. С другой стороны, школа как преемник организует свою педагогическую практику, подхватывая достижения ребенка дошкольного возраста и развивая накопленный им потенциал.

Научные и практические исследования педагогов и психологов нацеливают на рассмотрение дошкольного и младшего школьного возрастов как единой эпохи детства и на очевидную необходимость объединения дошкольного и начального школьного периодов развития ребенка  в разновариантную преемственную систему образования. По мнению А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат одной эпохе детства и больше похожи, чем отличаются друг от друга.

Т. А. Ерахтина, исследуя теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования, определяет преемственность как процесс, направленный на развитие и совершенствование какой-либо сферы человеческой деятельности (в частности образования), который представляет собой единство качественных и количественных изменений в системе. Эти изменения носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с ранее имеющимися признаками. Наиболее значимыми моментами осуществления преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой являются: преемственность в содержании образования, в воспитании, здоровьесбережении, психическом и личностном развитии.

Т. С. Онискевич отмечает, что на современном этапе реформирования образования в нашей стране, когда в дошкольную и школьную практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, особенно актуальным становится соблюдение преемственности в деятельности учреждения дошкольного образования и начальной школой. Перед педагогами встает проблема не только целей и содержания, но и методов и средств обучения, не только проблема усвоения знаний, интеллектуального развития детей, но и создания положительной мотивации к учению.

В образовательном процессе и учреждения дошкольного образования, и начальной школы могут быть использованы идентичные формы организации образовательного процесса, определяемые как способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

В условиях преемственности форм обучения детей могут быть использованы:

- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

- групповые– педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части; возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;

- коллективные– совместное выполнение задания несколькими детьми;

- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

В учреждении дошкольного образования в качестве формы организации обучения с дошкольниками выступают занятия, экскурсии, дидактические игры(Г. В. Груба, С.А. Козлова, В.А. Петровский).

Также следует отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования может  находить свое отражение в следующих формах работы с детьми (А.М. Вербенец, В.А. Новицкая и др.):

- совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр;

- ситуации общения и накопления положительного социального опыта (реально-практического, условно-вербального, имитационно-игрового характера), которые носят проблемный характер и воссоздают жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие;

- творческая мастерская, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений (результатом работы является создание книжек-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции и т.д.);

- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), предполагающая восприятие музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение с педагогом на литературном и музыкальном материале;

- сенсорный и интеллектуальный тренинг, в виде системы заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи);

- детский досуг, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха (в соответствии с интересами и предпочтениями детей).

Все вышеперечисленные формы организации образовательного процесса детей могут быть реализованы в педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования и учителя начальных классов.

Условиями осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования в методах обучения ребенка старшего дошкольного возраста и младшего школьника - 6 летнего ребенка, как на ступени дошкольного, так и на I ступени общего среднего образования, выступают:

- единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного усвоения знаний и умений,

- развития умственных способностей детей,

- субъектной позиции ребенка в детских видах деятельности,

- творческой активности детей.

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин и др.). Именно эти методы учитывают наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников и младших школьников. Данные методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

На ступенях дошкольного и I ступени общего среднего образования возможно единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе:

- бесед,

- сюжетно-ролевых игр;

- просмотра кинофильмов;

- организации творческих дел;

- посильного участия в социальных проектах и акциях,

- праздников,

- экскурсий,

- игр-путешествий и т.д.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования может прослеживаться в использовании педагогическими работниками образовательных моделей и технологий.

 В системе дошкольного образования:

  • технология процесса алгоритмизации предматематического развития (И.В. Житко);
  • технология процесса воспитания гуманного отношения к природе (А.А. Петрикевич);
  • технология процесса музыкального творчества развития ребенка (Л.С. Ходонович);
  • технология процесса белорусскоязычного развития детей дошкольного возраста и обучения грамоте в учреждениях дошкольного образования с русским и белорусским языковыми режимами (Н.С.Старжинская);
  • технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей (Л.Д.Глазырина);
  • ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии;
  • образовательная модель ”Первый шаг“.

Данные образовательные технологии могут быть использованы педагогическими работниками на учебных занятиях в школе.

Таким образом, преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования может осуществляться в формах организации образовательного процесса, методах обучения и воспитания, педагогических средствах и технологиях. Это предполагает создание новых методик, технологий, поиск новых средств обучения; выработку общих подходов к организации образовательного и воспитательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования и начальных классах, при которых обучение детей осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: развивающих игр, театрализации, художественно-продуктивной и музыкальной деятельности.

В свою очередь, образовательный процесс в начальной школе должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической деятельности. Руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с привлечением методов и приемов дошкольного образования. Учитель должен учитывать возрастные особенностей детей младшего школьного возраста, обеспечить их достаточной двигательной активности, общением в формах «неурочного» типа с опорой на диалоговое взаимодействие.

 

 

Смолер Е.И.

Кандидат педагогических наук, доцент

БГПУ им. М. Танка, г. Минск

свернуть

О приеме в первый класс

О приеме в первый класс

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего года.

Прием лица в первый класс осуществляется на основании заявления законного представителя при предъявлении свидетельства о рождении ребенка (копия) и медицинской справки о состоянии его здоровья.

свернуть

Преемственность с учреждением общего среднего образования