Летний оздоровительный период

Организации летнего периода

Создание условий для организации образовательного процесса:

 

  • приказ об организации летнего оздоровления;
  • распорядок дня на летний период;
  • комплектование учреждения образования (количество групп, детей в них, проведение переформирования или закрытия групп);
  • готовность помещений и участков учреждения к летнему периоду с составлением акта готовности,
  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования (акт обследования спортивного, игрового оборудования);
  • использование выносного материала;
  • оснащение предметно-игровой среды в групповых помещениях;
  • создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении.

Организационно-методическая работа:

 

  • план работы учреждения в летний оздоровительный период (на основании анализа деятельности учреждения дошкольного образования в предыдущий летний период);
  • наличие методической литературы, консультационного материала для педагогов и родителей (карты-схемы маршрутов прогулок-походов, конспекты их проведения, план досугов и развлечений, сценарии праздников);
  • содержание и формы работы с педагогами.

Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками:

 

  • информация о состоянии здоровья воспитанников;
  • формы физкультурно-оздоровительной работы (проведение закаливающих мероприятий, организация прогулок-походов).

Организация жизнедеятельности воспитанников:

 

  • соблюдение распорядка дня;
  • обеспечение питьевого режима;
  • организация и проведение гигиенических процедур (полоскание рта после приемов пищи, чистка зубов, мытье ног);

  Взаимодействие с семьями воспитанников:

 

  • проведение опроса родителей о востребованности функционирования учреждения в летний период;
  • информирование родителей об особенностях организации образовательного процесса в летний период;
  • содержание и формы работы с родителями.

Создание условий для организации сбалансированного качественного питания детей в летний период:

 

технологическое оснащение пищеблока;

график выдачи пищи на летний период;

примерное сезонное двухнедельное меню;

наличие па пищеблоке рецептур блюд, включенных в дневной рацион;

анализ выполнения натуральных и денежных норм;

соблюдение условий и сроков хранения продуктов;

выполнение технологических требований Сборника рецептур при приготовлении пищи и кулинарной обработке сырья;

соблюдение сроков и правил отпуска блюд.

Освещение организации летней оздоровительной кампании должно быть отражено на сайте учреждения.

 

свернуть

Если ребёнка ужалила пчела

  Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

     Единичные ужаления пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные ужаления в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном ужалении возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

    Частота возникновения аллергических реакций на ужаления осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на одно ужаление. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

     Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

       В том случае, когда реакция на ужаление насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

свернуть

Закаляем ребенка летом

      С каждым годом количество часто болеющих детей до 3 лет растет прямо-таки с катастрофической скоростью.  Частично исправить ситуацию поможет закаливание ребенка в домашних условиях, но делать его нужно правильно.

      Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и  повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

Правила закаливания ребенка

1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.

2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания или просто воздушные ванны.

3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

8. Не допускайте переохлаждения малыша.

9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

       Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

     Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.  

Закаливание ребенка солнечными лучами

        Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя.  Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря. Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.

       Самое  полезное  время  для  пребывания на солнце – это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00. 

         Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:

1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант – батистовая распашонка.

3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры   у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.

      А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах - самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2-3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

      Температура воды должна быть не менее 22-23 °С, воздуха 24-25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день.     Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 180С

       Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.

       Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени. Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.

свернуть

Советы на жаркое лето

Игры с природным материалом во время летней прогулки с детьми

Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе гораздо больше, чем организм взрослого человека.

          Во-вторых, на прогулке ребенок узнает что-то новое, а это развивает память и мышление.

          В-третьих, прогулки закаляют организм ребенка и повышают иммунитет.

         Лето – идеальная пора для игр и прогулок детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе. Летом сухо и тепло, и игры-занятия придумываются сами собой. Игры на улице летом очень полезны не только для его умственного, но и для физического развития данной категории детей.

       Можно играть с детьми с песком и водой, не беспокоясь, что они промокнут или замерзнут. Можно просеивать песок и рассматривать камушки; поливать песок и сравнивать результат и свойства мокрого и сухого песка. Можно кормить птиц, и радоваться, как воробьи склевывают крошки. Можно собирать коллекцию палочек или камней; собирать растения для букетов и игр. Можно набрасывать колечки на ветки. Можно рисовать мелками на асфальте и палочками на песке. Придумать детские развивающие игры легко, а играть в них еще проще, было бы желание.

       Несомненно, игры с песком и водой это самые любимые игры всех детей на улице. Они привлекают детей, доставляют им удовольствие. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками или совочком, закапывать мелкие игрушки в песок, а потом искать их в нем. А с каким удовольствием детки плещутся в воде, переливают ее, брызгаются, играют с игрушками в емкостях, наполненных водой. Все эти игры очень благотворно влияют на психику, успокаивают, создают положительные эмоции, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику и координацию движений детей. Игры с песком и водой не только развлекают, но и учат. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов.

         Но нельзя ограничивать интересы детей только играми с песком и водой. Во время прогулок на свежем воздухе обратите внимание детей на окружающий их мир: посмотрите на небо, понюхайте цветы, потрогайте траву и листья деревьев, понаблюдайте за птицами, животными, насекомыми и т. п.

        Сегодня хотим привлечь ваше внимание к летним играм с природным материалом и играм с мячом.

      Разнообразие и доступность природного материала летом, подсказывает варианты игр с природным материалом на свежем воздухе.

Проведите следующие игры.

1."Что спрятал листочек? "

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления; понимание употребления предлога "под".

Ход игры: берете небольшую, знакомую ребенку игрушку, и накрывает ее листочком растения. Просите ребенка снять листочек и посмотреть, что (или кто) под ним спрятано.

 

2. "Летняя дорожка".

Цель: формировать умение различать, группировать предметы по цвету.

Ход игры: предлагаете из зеленых листочков и желтых одуванчиков выложить дорожку для божьей коровки.

Возможны варианты:

а) "Дорожка из одуванчиков";

б) "Дорожка из листьев";

в) "Дорожка из листьев и одуванчиков".

3. "Куда села бабочка? ".

Цель: формировать представление о своем теле и его частях; развивать координированное движение глаз при слежении за движущемся предметом; понимать значение употребления предлога "на".

Ход игры: перемещаете бабочку (сделанную из лепестков садовых цветов) перед ребенком, имитируя порхание и комментируя: "Летает бабочка, устала летать, села отдохнуть на ручку (на ножку, на голову) ребенка (имя ребенка). Посидела, отдохнула, опять полетела… "

4. "На лугу стоят ромашки, а на них сидят букашки".

Цель: развитие слуховое и зрительного восприятия и внимания; понимать значение употребления предлога "на".

Ход игры: напеваете песенку "На лугу стоят ромашки". Обращает внимание детей на распустившиеся ромашки, предлагаете рассмотреть их, потрогать. Показывает ребенку игрушки - божьи коровки и, согласно тексту песни, сажает божью коровку на одну из ромашек. Предлагает ребенку посадить божьих коровок на другие ромашки.

5."Пустое – полное".

Цель: развитие мышления, мелкой моторики и изыскательских способностей ребенка; формирование представления о пустой емкости и полной. (в качестве наполнителя можно взять камушки, цветочки, шишки, желуди и т. п.) .

Ход игры: предлагаете ребенку собрать рассыпанные шишки (камушки, цветы, желуди) в пустое ведерко. Обязательно отметив в конце, что теперь ведро стало полным.

6. "Посмотри – подуй" (на одуванчик) .

Цель: развитие представлений об окружающем мире, умения дуть на одуванчик.

Ход игры: предлагаете ребенку рассмотреть одуванчик, поясняет: "Если на одуванчик подуть (дует, то полетят пушинки". Побуждаете ребенка подуть самостоятельно.

7. "Волшебный мешочек".

(В нем: цветок, шишка, желудь, веточка, камушек и т. п.) .

Цель: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук; расширение тактильно-зрительного опыта ребенка.

Ход игры: показываете ребенку "волшебный мешочек" и предлагаете посмотреть, что в нем спрятало Лето. Поясняет, что ребенок достал из мешочка.

свернуть

Безопасность детей в летний период

Основные правила безопасности летом, которые должен усвоить   Ваш ребенок:

  •    Всегда плавай в специально предназначенных для этого местах, на оборудованных и безопасных пляжах;
  •    Не заплывай за буйки, не подплывай близко к судам, чтобы тебя не засосало под работающий винт; 
  •   Не плавай при больших волнах, сильном течении или водоворотах;
  •    Не ныряй в местах с неизвестным дном;
  •    Не играй на воде в опасные игры, не «топи» друзей и не ныряй глубоко;
  •    Матрасы и спасательные круги не предназначены для того, чтобы заплывать далеко, плавай на них недалеко от берега;
  •    Если светит солнце, то носи летом головной убор;
  •    Не находись долго на солнце, если ты чувствуешь. Что кожа начинает печь и краснеть, немедленно уйди в тень или оденься;
  •    Старайся не быть под прямым солнцем днем, а только утром и ближе к вечеру;
  •    Не бери с собой в жаркое место и не ешь продукты, которые быстро испортятся: мясо, колбаса, рыба, молочные продукты;
  •   Пей много воды летом, но старайся не пить сладкую воду, от неё еще больше хочется пить;
  •   Всегда ешь вымытые продукты и мой перед едой руки;
  •   Если рядом насекомые, то не делай резких движений. Если ты кушаешь, то будь осторожен, чтобы насекомое не попало в рот и не ужалило;
  •   Не подходи близко к собакам, особенно если у собаки щенки и собака кушает;
  •    Не общайся с незнакомцами (ни с мужчинами, ни с женщинами), ничего не бери у них и не веди к себе домой, не называй свой адрес, фамилию, телефон. Взрослый должен просить помощи у взрослого, и не должен обращаться к ребенку!
  •   Если тебя кто-то схватил и тащит, то зови на помощь и кричи, что это не твои родители, обращай на себя внимание прохожих.

      Следование простым рекомендациям поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка и позволит провести время в летний период с максимальным удовольствием.

 

Подготовила: педагог социальный

ГУО «Ясли- сад №8 «Колосок» г. Жодино»                      Ю.С. Воробьева

 

Интернет – источник: www.rdp3.uzrf.ru

свернуть

Профилактика и первая помощь по предупреждению острых кишечных инфекций у детей

Профилактика и первая помощь по предупреждению

острых кишечных инфекций у детей

Острые кишечные инфекционные заболевания  являются самыми массовыми заболеваниями детей дошкольного возраста, особенно в летний период.
  Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии, их токсины,   а также вирусы. Источником инфекции   является человек или животное.
Ведущие пути передачи:

  • контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
  • пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
  • водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)

        В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, токсины, которые выделяют микроорганизмы, и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают. Кишечные инфекции могут протекать как острый гастрит (с рвотой), энтерит (с поносом), гастроэнтерит (и с рвотой, и с поносом), энтероколит (с поражением всего кишечника). После попадания микробов в  организм заболевание начинается через 6-48 часов.

        Кишечными инфекциями чаще болеют летом. Это связано с тем, что в жару мы пьем  больше жидкости, а, значит, желудочный сок, убивающий вредные микробы, разбавляется. Кроме того, летом мы чаще пьем некипяченую воду (из родников и из-под крана).

    Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей следует:

  • строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно - перед едой и после посещения туалета;
  • использовать кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества;
  • овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед едой;
  •  тщательно прожаривать или проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;
  • скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике;
  • не давать маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, использовать для приготовления пищи только свежие продукты.

Если, несмотря на все меры предосторожности, все же появляются первые признаки острых кишечных инфекций (тошнота, многократная рвота, понос, схваткообразные боли в животе, боли в области желудка), необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Только врач может правильно назначить лечение и определить необходимые меры профилактики болезни для лиц, контактирующих с больными. Самолечение опасно для самого больного, т.к. в результате несвоевременного, неправильного лечения развиваются хронические формы болезни.

 

  Подготовила медсестра Пинчук Е.А.

свернуть

Обучение детей поведению на воде в летний период.

Родители помните, что ребенок идет на водоем, только в сопровождении взрослых!

         Рекомендации для родители (чему необходимо научить детей):

- Купаться можно в разрешенных местах, в купальнях или на оборудованных пляжах.

- Для купания выбирайте песчаный берег, тихие неглубокие места с чистым дном.

- Не купайтесь в запрещенных и необорудованных для купания местах (у плотин, на водосбросе, в карьерах, котлованах, бассейнах для промышленных нужд).

 

         Помните, что при купании категорически запрещается:

- заплывать далеко от берега, выплывать за пределы ограждения мест купания;

- взбираться на технические предупредительные знаки;

- прыгать в воду с лодок, катеров и других плавательных средств;

- купаться в вечернее время после захода солнца;

- прыгать в воду в незнакомых местах;

- купаться у крутых, обрывистых берегов.

 

       Помните, что после еды разрешается купаться не раньше чем через полтора - два часа.

      Помните, что причиной гибели на воде часто бывает сковывающая его движения судорога.

      Причины этому следующие:

 - переохлаждение в воде;

 - переутомление мышц;

 - купание незакалённого в воде с низкой температурой.

         Во всех случаях рекомендуется по возможности выйти из воды. 

свернуть

Грибы

 

     Наступает очередной грибной сезон. Из укромных мест будут извлечены корзины и походная одежда.

     Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки.

    Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет, да и попадёт к неопытному грибнику.

     В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

    Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра.

   Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25-30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.

     Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

     Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом.  В верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней  поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от бледно-розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

    Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.

    На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё-таки даже красным мухоморов отравляются. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.

   И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.

    Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов – мускарин. Несмотря на название ( "муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах.

    Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами.

   Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут 9реже через 1-2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.

    Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко.

    Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример.

     В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.

    К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара.

      А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.

     Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со  стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми  и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.

     Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий – в кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.

      Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

     Здоровье , и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.

   Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

    Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.

свернуть